Комментаторская кабина

Комментаторская кабина

Мы предлагали специалистам из разных сфер деятельности поразмышлять на тему «Библиотеки и спорт: точки соприкосновения» и ответить на следующие вопросы:

1. За выполнение определенных нормативов и некоторые заслуги в спорте присваивают звания «мастер спорта». Кого, по Вашему мнению, можно назвать «мастером книги» и «мастером  чтения»?

Казаченкова Любовь Александровна,

исполнительный директор ИЦ «Литера-Пресс», 

главный редактор журнала «Современная библиотека»

Как человек, серьезно занимавшийся спортом, могу сказать, что спорт – это в первую очередь преодоление своих «не хочу», «устал», «больно», «не могу» и т.д. Но вместе с тем, это азарт и целеустремленность. Для этих людей спорт, даже когда они уходят из него, становится естественной потребностью жизни, как зубы почистить. Они будут кататься на велосипедах, погружать с аквалангами, заниматься йогой или еще чем-нибудь, но непременно спорт будет присутствовать в их жизни всегда. Наверное, и «мастер чтения» –  это человек, для которого чтение – естественная потребность узнать что-то новое, испытать новые эмоции, попутешествовать, помечтать, то есть все то, без чего нельзя жить. «Мастер книги» –  это для меня все-таки человек, который книгу делает: художник, редактор, печатник и т.д.

Захаренко Марина Павловна,

заместитель директора по профессиональным и общественным связям

Российской государственной библиотеки для молодежи,

кандидат педагогических наук

«Мастер книги», скорее всего, это тот, кто книгу создаёт. Вот, например, омский художник-микроминиатюрист Анатолий Коненко издал более двухсот мини-книг. Его миниатюрные книги отличаются высоким качеством переплёта, неповторимым изяществом берестяных орнаментов, а некоторые просто поражают своей оригинальностью. При издании мини- и микрокниг Анатолий Иванович является и художником, и дизайнером, и гравёром, и переплётчиком. Все книги переплетены и оформлены вручную. Каждая книга является произведением искусства. Вот это «Мастер книги»!

Исследователя-книговеда тоже можно назвать «мастером книги», он про неё знает всё! Наверное, художник-иллюстратор – тоже «мастер книги»!

А «мастер чтения» – это тот, кто любит читать, увлечён чтением. Для кого чтение – часть жизни, естественное явление.

Болдырева Елена Владимировна,

МУК «Библиотека Автограда», Самарская обл., Тольятти

Мастер книги и чтения - замечательное звание: это человек не только умеющий и любящий читать, не только прочитавший nnn-ое количество книг, а в первую очередь человек сопереживающий, обладающий эмоционально-творческим началом, умеющий любить. Человек, поговорив с которым о прочитанной им книге, хочется зажечься этим же огнем, подпитаться от его читательского опыта.

Абрамова  Марина,

муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Тольятти

«Объединение детских библиотек» (Самарская область)

Сразу хочется заметить, что сравнение не совсем корректное какой норматив можно придумать «про книгам»? Прочитал «Улисса» Джойса или «Замок» Кафки и ты молодец или может надо ударить по количеству – 100 книг автор и содержание не важны? К тому же прочитать книгу не значит её понять.

С моей точки зрения «мастер чтения» это человек, который не только читает книги, но и может интересно про прочитанное рассказать, что бы другим захотелось прочитать. Может посоветовать, что почитать конкретному человеку, учитывая его возраст, мировоззрение, настроение.

«Мастер книги» - это автор книги. Мастеров много здесь можно перечислять классиков и современных авторов, в любом случае это «хороший писатель».

Боронихина Оксана Валентиновна,

зав. рекламно-издательским отделом ЦБС

Прокопьевского муниципального района Кемеровской области

С моей точки зрения, «Мастером книги» можно назвать не чемпиона по количеству прочитанных книг, а человека, обладающего особым чувством книги. Это своеобразный «книжный сэнсэй». Ведь правильно подобранная и вовремя рекомендованная книга – лечит, исправляет, открывает путь. Есть среди нас настоящие «мастера книги» - это и библиотекари, и учителя, и просто любители хорошего чтения. Но умение увидеть в произведении суть, и главное, понять воздействие этой книги на человека, позволяет им многое. Именно «мастер книги» может помочь одинокому человеку увидеть в его одиночестве призвание, может поддержать неизлечимо больного, да просто – может превратить капризного ребенка – в послушного, жадного – в щедрого, а пугливого и плаксивого – сделать настоящим героем.

Рецлав Анатолий Иванович,

полковник милиции в отставке

Мастером чтения, по аналогии со спортом, можно признать человека, обладающего определенным уровнем техники чтения и способностью воспроизвести прочитанное. К сожалению, затрудняюсь определить современный уровень техники чтения молодых людей. Способность воспроизвести прочитанное (пересказ), полагаю, тоже должна иметь определенные критерии полноты и точности.

Мастер книги, полагаю, что этот термин мог бы использоваться к профессиональным работникам: библиотекарям, хранителям книг, реставраторам за определенные заслуги.

Усольцев Юрий Михайлович,

диктор «Радио России - Кузбасс», ветеран областного радио

Раздел интересный, но можно по-разному ответить на вопросы, я отвечу так. Мастер книги. Критерии: читательский стаж, число прочитанных книг (ведь «мастера» присваивают за достижение результатов), собственное собрание книг, их умелая систематика.

Мастер чтения. Критерии: знание литературы, чтение книг разных жанров, знание творчества многих авторов (любимых), умение в короткое время рассказать сюжет произведения, и процитировать некоторые куски их любимых книг, желательно, художественно.

Чикунов Эдуард Вячеславович,

старший оперуполномоченный по особо важным делам УФСКН РФ по Кемеровской области

«Мастером книги» и «Мастером чтения» можно назвать посетителей библиотек, прочитавших количество книг, журналов и т.д. свыше определенных «нормативов», а также участвующих в читательских дискуссиях, тематических чтениях, конкурсах и иных мероприятиях.

Яцута Инна Валентиновна,

начальник отдела межведомственного взаимодействия

в сфере профилактики УФСКН РФ по Кемеровской области

Выполнение нормативов и достижения в спорте невозможны без серьёзного отношения к спорту и большого желания победить. На практике это достигается ежедневными тренировками, усилиями... Есть люди, связанные по долгу профессии с книгой - библиотекари, писатели... наверное, по аналогии - за отдачу себя целиком и полностью этому занятию, за ежедневные встречи с книгой, за любовь к чтению, за умение работать над книгой - таких людей можно назвать мастерами книги... А мастер чтения - это, вероятно, читатель. Но читатель вдумчивый, выбирающий книгу, умеющий не просто пробежать глазами по страницам, а запомнить, проанализировать, сопоставить.

2. В любой стране для формирования олимпийского резерва и подготовки спортсменов высочайшего класса, необходимо, в первую очередь, возрождать  массовый спорт. Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы сформировать резерв будущих мастеров чтения?

Казаченкова Любовь Александровна,

исполнительный директор ИЦ «Литера-Пресс», 

главный редактор журнала «Современная библиотека»

Воспитывать, или увлекать, наверное, лучше сказать, родителей. Я вспоминаю свое детство. Папу без книги дома вообще не помню, мама носила и ему, и нам с братом книги из библиотеки завода, на котором она работала. Это помимо того, что были читателями городских библиотек, а мы – дети, еще и школьных. В нашей школьной библиотеке тогда были замечательные книги! Читали все, и вполне обычным делом было, когда кто-то начинал читать книгу вечером, а утром откладывал ее уже как прочитанную, то есть без остановки. Ни в коем случае не призываю читать ночи напролет, просто хочу сказать, что чтение для нас в семье было частью жизни. Также я читала с сыном, который тоже видел, что сумка, будь то папина или мамина, без книги не бывает. Уверена, что если в семье родители сами не приучены к чтению, не увлечены чтением, то и дети не будут тянуться к чтению. А вот уж на чем читают… это время приносит новые носители. Я сама читаю и электронные книги на ридере, на смартфоне, и печатные книги и журналы. Наверное, только газеты теперь  читаю исключительно в электронном виде.

Захаренко Марина Павловна,

заместитель директора по профессиональным и общественным связям

Российской государственной библиотеки для молодежи,

кандидат педагогических наук

Главенствующая роль здесь принадлежит семье. Если ребёнок с детства видит маму, папу, бабушку, дедушку за чтением, то и он будет читать. Для него это станет нормой бытования. Жаль, что ушла культура семейного чтения вслух… А ещё, думаю, важно, чтобы молодые родители, приходя в библиотеку, брали с собой малышей. Тогда они с детства привыкнут к библиотеке и своих детей будут сюда приводить… Но для этого в библиотеке должны быть созданы определённые условия, когда комфортно и удобно будет каждому.

Болдырева Елена Владимировна,

МУК «Библиотека Автограда», Самарская обл., Тольятти

Трудный вопрос, в свете последних решений наших чиновников о сокращении штата библиотекарей. Конечно, нужно идти за читателем, и чуть опережать его. Предугадать его завтрашние предпочтения и предложить то, что будет актуально вовремя.

Абрамова  Марина,

муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Тольятти

«Объединение детских библиотек» (Самарская область)

Возродить массовое чтение (шутка). Конечно, популяция чтения, НО как это сделать вот в чём вопрос?! По моему мнению за последнее время больше всего для этого сделала Джоан Роулинг (масса детей записаться в библиотеку для того что бы прочитать Гарри Поттера, а потом оказывается, что читать это интересно) и второе, как бы это не смешно звучало, экранизация таких книг как «Властелин колец» Толкина или «Хроники Нарнии»

Клайва Льюиса, посмотрел первую часть, а вторую год ждать, тут на выручку приходит книга. Чтобы сформировать резерв будущих «мастеров чтения» - нужно поменять слоган с «Читать – модно» на «Читать – интересно», «Читать – полезно».

И главное не заставлять читать, что б вкус на всю жизнь не отбить!

Боронихина Оксана Валентиновна,

зав. рекламно-издательским отделом ЦБС

Прокопьевского муниципального района Кемеровской области

Ну, а чтобы таких людей было больше, нужно и мало, и много – хорошие книги: с самого детства. Сейчас слишком много книг-однодневок. И горе не в том, что книга не несет глубокого смысла. Любая книга – о жизни, а жизнь всегда имеет свой смысл. Великое горе современного читателя – в непритязательности авторов к слогу, в некрасивых, а зачастую и безграмотно составленных предложениях.

В детстве - читатель всегда учится у книги, а чему можно научиться у книги, дурно написанной и плохо оформленной. Ну, а еще, чтобы появлялись юные «мастера чтения», с детьми надо говорить о книгах.

Такие формы работы как читательские конференции, театрализации, школьные сочинения о книгах актуальны и сейчас, хотя можно и нужно использовать современные технические средства, современные Интернет и пиар-технологии. Главное, чтобы молодой читатель увидел книги, в которых есть суть, смысл и сила, могущая изменить жизнь других людей, и, в первую очередь, его жизнь.

Рецлав Анатолий Иванович,

полковник милиции в отставке

Резерв будущих «мастеров чтения» не надо создавать искусственно. Конкуренция книги, как источника знания, по сравнению с другими источниками, например, Интернетом, неизбежна. Важно, чтобы любители книги имели возможность широкого доступа к ней, а также информацию о доступности книги и ее приоритетах.

Усольцев Юрий Михайлович,

диктор «Радио России - Кузбасс», ветеран областного радио

Будущие мастера чтения вырастают в семье, где есть библиотека и привит интерес к книгам. Государственные и школьные библиотеки - основная база закрепления интереса к чтению, поэтому для формирования резерва будущих мастеров чтения, необходимо вовлечение детей в сферу деятельности библиотеки, привлечение их для участия в библиотечных мероприятиях, создание актива библиотеки.

Чикунов Эдуард Вячеславович,

старший оперуполномоченный по особо важным делам УФСКН РФ по Кемеровской области

Для формирования резерва будущих «Мастеров чтения» необходимо с детства прививать культуру чтения, популяризировать среди молодежи посещение библиотек, пропагандировать чтение как современную «модную» форму досуга.

Яцута Инна Валентиновна,

начальник отдела межведомственного взаимодействия

в сфере профилактики УФСКН РФ по Кемеровской области

Необходимо в первую очередь возрождать, если можно так выразиться, образование... Сейчас много спорят о том, каким оно будет после реформы... Так вот, хочется надеяться, что литература и русский язык по-прежнему останутся приоритетными, важнейшими предметами обучения. И наши дети и внуки будут уметь и любить читать. Читать и думать. А уж мастерами книги из них станут самые увлечённые. 

 

3. Библиотеки и спорт. Назовите три точки соприкосновения

 

Казаченкова Любовь Александровна,

исполнительный директор ИЦ «Литера-Пресс», 

главный редактор журнала «Современная библиотека»

Конечно, есть. Вспоминая свое детство, я бегала на тренировки на стадион мимо городской библиотеки, где читала с 9 до 22 лет! Для меня библиотека – это не воспитательное учреждение. Для меня – это место для поиска чего-то такого, что нужно моему внутреннему миру, моему «я». Это «я» очень часто и не знает, что ему надо. А когда ты попадаешь в окружение такого количества умных книг (а сейчас более принято говорить – источников :-), и это правильно, источники мысли, знания, вдохновения), то это «надо» непременно найдешь. Дорога к спорту – опять же дорога через семью к своему «я». Спорт – это и радости победы над своими слабостями, и радости обретения своего «я», и воспитание стойкости, когда не все получилось, упорства в достижении цели. Иными словами, спорт – это, как чтение, познание своего «я». В этом их глобальная близость.

А уж про то, что надо беречь свою жизнь, заботиться о ней – не говорю. Это понятно всем.

 Захаренко Марина Павловна,

заместитель директора по профессиональным и общественным связям

Российской государственной библиотеки для молодежи,

кандидат педагогических наук

Библиотеки и спорт… В библиотеках есть книги о спорте, проводятся различные встречи с известными спортсменами, организуются разного рода выставки, популяризирующие спорт.

Глобальная точка соприкосновения – это культура здоровья – важнейшая составляющая общей системы культуры. Мы понимаем, что понятие культуры здоровья объемно и многовекторно. И один из векторов – библиотечный.

Болдырева Елена Владимировна,

МУК «Библиотека Автограда», Самарская обл., Тольятти

Точки соприкосновения есть - библиотекари играют с детьми, да и взрослыми тоже, в литературные "спортивные" игры, предлагают книги и Интернет-ресурсы о спорте и спортсменах, информируют о знаковых спортивных событиях, обеспечивают методическое сопровождение подготовки спортсменов и т.д.

 Абрамова Марина,

муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Тольятти

«Объединение детских библиотек» (Самарская область)

Точки соприкосновения сложно найти, хотя бы, потому что читать и бежать одновременно довольно-таки затруднительно. Но если вспомнить крылатое выражение «В здоровом теле здоровый дух», то я думаю, главная точка соприкосновение это помощь в развитии человеку спорт развивает физически, чтение интеллектуально и духов.

Боронихина Оксана Валентиновна,

зав. рекламно-издательским отделом ЦБС

Прокопьевского муниципального района Кемеровской области

Я не большой приверженец профессионального спорта, но считаю, что стремление к здоровому образу жизни – одно из главных стремлений современного человека. Об этом надо говорить в стенах библиотеки.

Хорошо быть здоровым.

Хорошо быть целеустремленным.

Хорошо быть победителем.

Эти постулаты общие для любого человека, независимо от профессии и возраста. Их надо пропагандировать: и на стадионе, и у книжной полки. Тогда мы вырастим человека будущего – гармоничного в физическом, нравственном и интеллектуальном развитии.

 

Рецлав Анатолий Иванович,

полковник милиции в отставке

Точки соприкосновения:

а) помогает гармоничному воспитанию личности

б) на образах героев литературы и спорта формируется характер и нравственные качества личности

в) полезное использование времени

Усольцев Юрий Михайлович,

диктор «Радио России - Кузбасс», ветеран областного радио

Что роднит библиотеки и спорт: 1) И там, и там есть массовость. 2) Спортивные сооружения и библиотеки объединяют под своей крышей людей увлечённых, объединённых общими интересами. 3) Спорт воспитывает целеустремлённость. Книги, в том числе, и этому способствуют, формируя духовный стержень человека.

Чикунов Эдуард Вячеславович,

старший оперуполномоченный по особо важным делам УФСКН РФ по Кемеровской области

Библиотеки и спорт обеспечивают досуг; духовное и физическое развитие; являются противопоставлением вредным привычкам и девиантному поведению.

 Яцута Инна Валентиновна,

начальник отдела межведомственного взаимодействия

в сфере профилактики УФСКН РФ по Кемеровской области

История спортивных достижений невозможна без изложения на бумаге.

Спортивные методики издаются в виде книг. Биографии известных спортсменов - для тех, кто хочет выбрать для себя судьбу, связанную со спортом,  и стать похожим на своего кумира.

 

 

Яндекс.Метрика